Дитя человеческое / The Children of Men
Фильм
Драма, Приключения, Триллер, Фантастика, США-Великобритания, 2006 г.
Режиссер: Альфонсо Куарон
В ролях: Майкл Кейн, Питер Муллан, Джулианна Мур, Клайв Оуэн, Джон Ричардсон, Дэйвид Херберт, Денни Хьюстон
Середина 21-го века. Мир погряз в анархии, причиной которой стало массовое бесплодие. Над человечеством нависла угроза полного вымирания. Лишенный иллюзий бюрократ превращается в чемпиона гонки на выживание в Лондоне, раздираемом клановыми войнами противоборствующих группировок. Именно он встает на защиту "последней надежды человечества" - беременной женщины, которую надо доставить в безопасное место под присмотр врачей…
Есть ли жизнь на Земле? А будет ли?
Альфонсо Куарон, безусловно, человек талантливый. Его "Гарри Поттера" можно пересматривать, находя все новые и новые "фишки", особенности монтажного построения и просто хорошего отношения автора к зрителям. Новый проект "Дитя человеческое", с одной стороны, знаменует приход автора к голливудским схемам построения сюжета, а с другой – некоторое изменение в мировосприятии художника.
Действительно, "Дитя человеческое" получилось очень страшной антиутопией. Рассказ о том, как на Земле перестали рождаться дети и какой кризис случился после этого, излишне похож на правду. Куарон пренебрегает стилистикой голливудского блокбастера. Сохраняя все внутрикадровые связи – он оставляет визуальный ряд чисто телевизионным "примочкам", выдерживая стиль картины в рамках репортажной съемки. Когда главный герой приходит к подпольщикам, которые и владеют главным сокровищем Земли – беременной негритянкой – его появление там подано абсолютно в стилистике изображения телепередачи "Дежурная часть". Куарон полностью отказался от внешних "красивостей" кадра, насыщая все пространство довольно жесткими библейскими аллюзиями, которые не только подразумеваются, но и активно проговариваются, создавая ощущение не кино, но проповеди.
"Дитя человеческое" получилось некой обратной проекцией "Хроник Нарнии". И если второй фильм интересно и поучительно смотреть детям, то ленту Куарона вполне пользительно увидеть взрослым. Конечно, можно говорить, что это фильм-предупреждение и что за сюжетом стоит вселенское предчувствие апокалипсиса. Но более интересно следить за "рваным" сюжетом, героями, стремящимися все время выпасть из кадра, деталями, которые становятся заметны сразу и сразу становятся историей. Периодически создается ощущение, что ты смотришь хронику, но хронику будущего. И от нее жутко, но отчего-то кажется, что такое кино сейчас очень нужно.